Программа по формированию навыков жизнестойкости обучающихся


Пояснительная записка
Актуальность
Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе и систему образования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного ребенка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ним трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для школьников, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Для некоторых обучающихся трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода суицидального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость.
В современных образовательных условиях целенаправленное формирование у обучающихся жизнестойкости, как «интегральной характеристики личности, позволяющей сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития», является актуальной задачей педагогического коллектива любой образовательной организации. Решение данной задачи возможно в комплексном взаимодействии: родители обучающихся, педагоги (классные руководители, учителя-предметники), социальные педагоги, педагоги-психологи.
Формирование жизнестойкости опирается на аксиологический подход к категории «ценность»: ценность человеческой жизни, цели и смысла жизни. Формируется отношение к общечеловеческим ценностям, определяется выбор социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора, индивидуальные приемы психологической защиты и совладающего поведения в сложных жизненных ситуациях.
Для детей младшего школьного возраста типичными трудными жизненными ситуациями становятся неспособность справиться с учебной нагрузкой, невозможность соответствовать ожиданиям семьи, враждебное отношение со стороны родителей, педагогов или сверстников, смена школьного коллектива. Их хроническое воздействие, а также способы совладания с ними оказывают существенное влияние на психическое развитие ребенка.
Проявление жизнестойкости ребенком младшего школьного возраста в трудных ситуациях во многом связано с особенностью функционирования психофизиологического уровня психики, а также с имеющимися навыками коммуникации, саморегуляции поведения и эмоций. Глобальную роль в успешности функционирования и взаимосвязи всех уровней психики ребенка (психофизиологического, социально-психологического и личностно-смыслового) играют значимые взрослые, которые создают развивающую среду.
Подростковый возраст – является одним из самых сложных этапов в жизни человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения и общения, формируются нравственные представления и социальные установки. Это сопровождается внезапным увеличениями роста, возмущением организма, развитием вторичных половых признаков. Когнитивные изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием мышления на уровне формальных операций (Пиаже).
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений. В настоящее время большое внимание уделяется вопросам социализации подростков. Вопросы социализации, степень адаптации подростков, возможности его самореализации.
Примерно две трети родителей испытывают трудности в воспитании своих детей. Основные проблемы – это сложности взаимоотношений, плохие отметки, конфликты с учителями, сверстниками, родителями.
Учение - ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Для подростка учеба, приобретение знаний становится теперь, прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Но далеко не у всех.
Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность.
Значительно более сложными становятся отношения с учителями
У подростков нарушения в общении проявляется в разных вариантах: изоляция, оппозиция, агрессия. Общая тенденция старшего школьного возраста — рост самостоятельности и самосознания, открытие своего Я.
Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте. Это расхождение особенно сильно у наиболее способных индивидов и выступает важным стимулом саморазвития и самовоспитания. В то же время у некоторых юношей оно вызывает неуверенность в себе и снижение уровня самоуважения, что может сопровождаться невротическими симптомами, трудностями общения и вызывающим, отклоняющимся от нормы поведением.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а прежде всего со сверстниками. Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет к ребенку высокие требования. Общение со сверстниками становится важным фактором развития личности подростка. Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам. Необходимо помочь понять ребенку, как он выглядит в глазах других. Ни одна ссора подростка не должна оставить учителя равнодушным. Стремление подростка в общении важно направлять в нужное русло, и роль направляющего должен принять на себя взрослый.
Программа по формированию жизнестойкости младших школьников и подростков направлена на повышение уровня жизнестойкости, самооценки и уверенности в своих силах, а также профилактику антивитального поведения.
Данная программа рассчитана на 2022 – 2025 учебный год.
Цель программы - повышение уровня жизнестойкости младших школьников и подростков, профилактика антивитального поведения.
Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:
1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
2. Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);
3. Формирование навыков саморегуляции, как стратегии совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями;
4. Формирование у обучающихся позитивной самооценки собственной личности и личности других людей;
5. Организация и включение обучающихся в ценностнозначимую для них деятельность.
Принципы реализации Программы
1. Принцип гуманности.
Создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки; создание условий для свободного развития, самореализации самоактуализации.
2. Принцип творчества.
Новые решения традиционных дел, поиск новых вариантов организации познавательной, спортивной, трудовой, практической деятельности.
3. Принцип социальной активности.
Включение детей в активную организацию жизнедеятельности класса, развитие ценностных ориентаций.
4. Принцип индивидуальности.
Отражение уникальности, неповторимости ученика. Помощь каждому ребёнку в личностном самоопределении.
5. Деятельностный принцип.
Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
6. Принцип взаимоотношения.
Взаимовосприятие, взаимные действия в отношении детей друг к другу.
7. Возрастной принцип.
Знание половозрастных особенностей детей.
Формы и методы по реализации
Классные часы, внеурочная деятельность, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, тренинги, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, родительские собрания.
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы школы в процессе образования, воспитания и развития обучающихся.
Программа рассчитана на работу с обучающимися 7-15 лет (1-9 классы) в три этапа:
1 этап – подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости учащихся (самооценка психических состояний Г. Айзенка); тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева). Результаты опроса, данные наблюдения, сведения о наличии в жизни учащегося девиантогенных обстоятельств фиксируются в групповых - картах характеристиках. На этом же этапе осуществляется подготовка преподавательского коллектива к проведению профилактики суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости. Диагностический этап завершается индивидуальным обсуждением результатов измерения жизнестойкости со школьником и его родителями.
2 этап – формирующий, включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости, к которым относятся: оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, развитые коммуникативные способности и умения.
3 этап – оценка результатов, посредством повторной диагностики компонентов жизнестойкости учащихся, с помощью тех же самых методик, что и на первом этапе. Результаты опроса также фиксируются в групповых картах – характеристиках что позволяет проследить динамику жизнестойкости.
Поскольку жизнестойкость – это фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, то грамотная психолого-педагогическая установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах, способна снизить степень суицидального риска и укрепить жизненную позицию.
Направления работы:
1. Использование содержания учебных предметов для формирования жизнестойкости обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности;
2. Развивающая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной занятости);
3. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
4. Волонтерские и социальные проекты, как средство позитивной социализации обучающихся с трудностями социальной адаптации.
5. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
Программа состоит из 4 модулей:
1. Профилактическая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной занятости, на классных часах).
2. Индивидуальная работа с младшими школьниками и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
3. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
Содержание и методические рекомендации по реализации модулей:
Модуль 1. Профилактическая работа в классных коллективах в рамках внеурочной занятости, на классных часах
Мероприятия направлены на решение следующих задач программы:
1.Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);
2.Формирование у младших школьников и подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей.
При организации воспитательных мероприятий следует учитывать механизм развития психологических структур личности ребенка, позволяющих превращать проблемные ситуации в новые возможности: Показать возможности ребенка, помочь осмыслить, выбрать именно для себя должное, сформулировать цель, организовать деятельность в выбранном направлении.
Занятия с обучающимися с 1 по 4 класс проходят по программе внеурочной деятельности «Радуга общения» составленной на основе программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я». Программа направлена на развитие социальной и личностной компетенции детей, выработку навыков самозащиты и предупреждения проблем. Дети обучаются навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия решения, выработке адекватной самооценки, умению постоять за себя, избегать ситуаций с неоправданным риском, вести здоровый образ жизни, а так же приемам эмоциональной саморегуляции, разрешения конфликтов и сопротивления групповому давлению. Все это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создает условия для полноценного развития личности ребенка.
Содержание работы с младшими школьниками направлено на формирование поведенческих навыков с учетом их возрастных и индивидуально-личностных особенностей, позволяющих сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития.
Содержание работы с обучающимися 5-6 классов преимущественно направлено на познание подростком самого себя, осмысление сильных и слабых сторон своей личности, самовоспитание. При проектировании занятий с обучающимися 7-11 классов целесообразно учитывать потребность взрослеющих подростков в избирательности общения, их эмоциональную ранимость, потребность в признании и стремление к самоутверждению.
Условием успешности профилактической работы в классных коллективах является ее системный характер, диалоговое взаимодействие, безоценочное принятие личности подростков, отсутствие назидательности со стороны педагога.
В рамках реализации волонтерских и социальных проектов
В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Задачи волонтерской организации:
1. Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
2. Содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков.
3. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
4. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.).
5. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
6. Снизить количество учащихся, состоящих на различных формах профилактического учета. Функции волонтеров в профилактической работе:
- разработка и проведение профилактических мероприятий, акций, флеш-мобов, выставок, соревнований, игр;
- создание и распространение среди обучающихся информационно-профилактической информации (раздача листовок, брошюр, расклейка плакатов);
- создание и показ видеороликов и презентаций, посвященных пропаганде здорового образа жизни и формированию жизнестойкости обучающихся;
- сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных; - участие в городских волонтерских мероприятиях.
Ожидаемый результат:
1. Формирование в ходе деятельности ответственной, адаптированной, здоровой личности.
2. Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на различных формах профилактического учета.
3. Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.
4. Формирование жизнестойкости у подростков.
Модуль 2. Индивидуальная работа с младшими школьниками и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
В ходе подготовительного этапа работы педагог-психолог определяет группу обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: обучающиеся, находящиеся в состоянии развода родителей, в состоянии острого горя (смерть родственников, развод родителей, суицид в семье и др.), обучающиеся без попечения родителей, пережившие насилие или жестокое обращение, попытку суицида, с проявлениями антивитальной направленности.
Основная задача индивидуальной работы с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: сориентировать на поиски выхода из критических ситуаций или (что более реально) на изменение его отношения к ним. Эффективным методом работы является беседа.
Необходимо применять техники психокоррекции эмоционального состояния в соответствии с возрастом учащегося, применять и обучать учащихся методам саморегуляции.
Модуль 3. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей
При системном подходе к организации профилактического просвещения родителей и педагогов, возможно, сформировать благоприятные условия для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути.
Задачи работы с родителями:
- способствовать переоценке взаимоотношений с детьми;
- формировать уважение к личности ребенка и пониманию его проблем.
Работа с педагогами:
Работа с педагогами направлена на решение следующих задач:
- ознакомление с теоретическими аспектами проблемы аутоагрессивного поведения детей и подростков и использование данной информации в работе;
- формирование представлений о методах своевременного выявления обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в незамедлительной помощи;
- расширение знаний педагогов о возрастных особенностях обучающегося на разных ступенях обучения с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, межличностном общении в классном коллективе и социуме, развитии и обучении;
- формирование компетенций педагогов, обеспечивающих деятельность по улучшению детско-родительских отношений.
Основными формами работы с педагогами являются: теоретический семинар, семинарпрактикум, групповые лекции, беседы, анкетирование, тренинги, индивидуальные консультации, особой формой является создание и распространение информационно-методических материалов.
Ожидаемые результаты:
Показателем эффективности программы выступает повышение уровня жизнестойкости обучающихся, что проявляется в сформированности личностной компетентности:
- адекватная самооценка;
- навыки межличностного взаимодействия;
-ценностно-смысловые установки, направленные на реализацию волевых действий (мотивация, мысленная постановка цели, сосредоточение на ее исполнении, осмысливание и самоконтроль);
- саморегуляция поведения и эмоций;
- высокая адаптивность;
- уверенность в себе;
- независимость, самостоятельность суждений; - стремление к достижениям.
Риски и пути их преодоления
В ходе реализации Программы допустимы риски и неопределенности:
- многообразие факторов, влияющих на формирование личности обучающихся и не зависящих от школьного образования (семейное неблагополучие, наследственность, друзья не в школе, образ жизни);
- недостаточная мотивационная готовность учителя к реализации требований Программы;
- недостаточная заинтересованность/полное отсутствие заинтересованности родителей в вопросах воспитания собственных детей
План мероприятий, направленных на формирование жизнестойкости обучающихся
1. Подготовительный этап
|
Администрация
|
1. Издает локальные акты, регламентирующие деятельность педагогических работников по формированию жизнестойкости обучающихся.
2. Организует проведение методических семинаров, педагогических советов по организационно-содержательным вопросам формирования жизнестойкости обучающихся в ОУ педработниками.
|
Классный руководитель
|
1. Заполняет бланк методики «Шкала социальной компетентности обучающегося», составляет профиль сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе.
2. Определяет направления воспитательной работы в классном коллективе с учетом профиля сформированных качеств жизнестойкости в классе.
3. Планирует содержание классных часов, родительских собраний.
4. Взаимодействует с педагогом-психологом, социальным педагогом.
|
Педагог-психолог
|
1. Разрабатывает цикл занятий по формированию жизнестойкости, утверждает учебно-тематический план занятий.
2. Определяет группу обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
3. Проводит консультирование родителей данной группы обучающихся, получает письменное разрешение (отказ) о проведении индивидуальной (групповой) коррекционно-развивающей работы.
4. Проводит диагностику личностного развития обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (при наличии письменного разрешения родителей).
5. Составляет учебно-тематический план индивидуальных (групповых) занятий с обучающимися группы риска, который утверждается директором ОУ.
|
2. Формирующий этап
|
Администрация
|
1. Организует проведение родительских собраний, методических семинаров, педагогических советов по вопросам повышения психолого-педагогической компетентности педагогов.
2. Координирует работу всех педагогических работников и организует контроль за исполнением плана по формированию жизнестойкости обучающихся.
|
Классный руководитель
|
1. Организует просветительскую работу с родителями обучающихся. 2. Проводит классные часы по формированию жизнестойкости в соответствии с планом работы.
3. Организует включение обучающихся в ценностно-значимую для них деятельность.
|
|
4. Осуществляет индивидуальное педагогическое сопровождение обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с низким коэффициентом социальной компетентности.
|
Педагог-психолог
|
1. Организует в адаптационный период (октябрь-ноябрь) проведение групповых психологических занятий в 1-х, 5-х, 10-х классах, в «сборных» вновь созданных классах, в классах, где появился новый ученик, в конфликтных классах.
2. Проводит индивидуальные (групповые) коррекционно-развивающие занятия по формированию овладевающего поведения с детьми, оказавшимися в ТЖС.
3. Проводит курс (факультатив) для обучающихся по формированию жизнестойкости.
4. Участвует в подготовке и проведении родительских собраний, семинаров для педагогов и родителей.
5. Осуществляет методическое сопровождение классных руководителей по организации ими работы в классах, направленной на формирование жизнестойкости.
|
Социальный педагог
|
Осуществляет социальный патронаж обучающихся в социально опасном положении, на учете в КДН и ЗП, ПДН
|
|
3. Мониторинг
|
Администрация
|
1. Осуществляет анализ и оценку результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в конце учебного года в соответствии с показателями эффективности.
2. Осуществляет планирование работы на следующий учебный год.
3.Организует обсуждение результатов работы с родителями и педагогическим коллективом.
4. Проектирует воспитательную работу по формированию жизнестойкости обучающихся на следующий учебный год с учетом достигнутых результатов.
|
Классный руководитель
|
1. Заполняет бланк методики «Шкала социальной компетентности обучающегося», составляет профиль сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе по итогам работы.
2. Проводит анализ и оценку результатов по итогам проделанной работы.
3. Планирует работу с классным коллективом на следующий учебный год (с учетом профиля сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе).
|
Педагог-психолог
|
1. Организует проведение мониторинга социальной компетентности обучающихся (на основании профиля сформированности качеств жизнестойкости в классных коллективах по методике «Шкала социальной компетентности обучающегося»).
2. Осуществляет анализ и оценку результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в конце учебного года в соответствии с показателями эффективности (совместно с администрацией ОУ).
3. Планирует мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей, собственную работу на следующий уч. год с учетом результатов мониторинга социальной компетентности обучающихся.
|
План внедрения программы, направленной на формирование жизнестойкости обучающихся
№
п/п
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
1 этап
|
1
|
Утверждение локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность педагогических работников по формированию жизнестойкости
обучающихся
|
Сентябрь
|
Администрация
|
2
|
Организация проведения методических семинаров, (педагогических советов) по организационно-содержательным вопросам формирования жизнестойкости обучающихся в образовательной организации педагогическими работниками
|
Октябрь
|
Администрация
|
3
|
Заполнение бланков методики «Шкала социальной компетентности обучающегося» (приложение 2 к методическим рекомендациям), составление профиля сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе
|
Октябрь
|
Классный руково-
дитель
|
5
|
Определение направления воспитательной работы в классном коллективе с учетом профиля сформированных качеств жизнестойкости в классе
|
Октябрь
|
Классный руково-
дитель
|
6
|
Планирование содержания классных часов, родительских собраний
|
Октябрь
|
Классный руково-
дитель
|
7
|
Взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом
|
Сентябрь
|
Педагог-психолог
|
8
|
Разработка цикла занятий по формированию жизнестойкости,
утверждение учебно-тематического плана занятий (при наличии факультативных занятий, элективных курсов, уроков психологии)
|
Сентябрь
|
Педагог-психолог
|
9
|
Определение группы обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: обучающиеся, находящиеся в состоянии развода родителей, в состоянии острого горя (смерть родственников, разводродителей, суицид в семье и др.), обучающиеся (воспитанники) безпопечения родителей, пережившие насилие или жестокое обращение, попытку суицида, с проявлениями антивитальной направленности
|
Сентябрь
|
Педагог-психолог
|
10
|
Проведение консультирования родителей (законных представителей) данной группы обучающихся, получение письменного разрешения (или письменный отказ) о проведении индивидуальной (групповой) коррекционноразвивающей работы
|
Октябрь
|
Педагог-психолог
|
11
|
Проводение диагностики личностного развития детей подросткового возраста (Прихожан А. М.), оказавшихся в трудной жизненной ситуации (приложение 1 к методическим рекомендациям) (при наличии письменного разрешения родителей (законных представителей)
|
Октябрь
|
Педагог-психолог
|
12
|
Составление учебно-тематического плана индивидуальных (групповых) занятий с детьми группы риска и утверждение его руководителем образовательной организации
|
Октябрь
|
Педагог-психолог
|
|
2 этап
|
13
|
Организация и проведение родительских собраний, методических семинаров, педагогических советов по
|
Ноябрь
|
Администрация
|
|
вопросам повышения психолого-педагогической компетентности педагогов
|
|
|
14
|
Координация работы всех педагогических работников и организация контроля за исполнением плана по формированию жизнестойкости обучающихся
|
Ноябрь
|
Администрация
|
15
|
Организация просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся
|
Ноябрь
|
Классный руково-
дитель
|
16
|
Проведение классных часов по формированию жизнестойкости в соответствии с планом работы
|
Ноябрь
|
Классный руково-
дитель
|
17
|
Организация включения обучающихся в ценностно-значимую для них деятельность
|
Декабрь
|
Классный руково-
дитель
|
18
|
Осуществление индивидуального педагогического сопровождения обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с низким коэффициентом социальной компетентности
|
Декабрь
|
Классный руково-
дитель
|
19
|
Организация в адаптационный период (октябрь-ноябрь) и проведение групповых психологических занятий в первых, пятых, десятых классах, в «сборных» вновь созданных классах, а также в классах, где появился новый ученик, в конфликтных классах (по мере необходимости)
|
Ноябрь
|
Педагог-психолог
|
20
|
Проведение индивидуальных (групповых) коррекционно-развивающих занятий по формированию совладающего поведения с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
|
Ноябрь
|
Педагог-психолог
|
21
|
Проведение курса (факультатив) для обучающихся по формированию жизнестойкости
|
Декабрь - Март
|
Педагог-психолог
|
22
|
Участие в подготовке и проведении родительских собраний, семинаров для педагогов и родителей (законных представителей)
|
В течение года
|
Педагог-психолог
|
23
|
Осуществление методического сопровождения классных руководителей по организации ими работы в классах, направленной на формирование жизнестойкости
|
В течение года
|
Педагог-психолог
|
24
|
Осуществление социального патронажа обучающихся, находящихся в социально опасном положении, на учете в КДН, ПДН
|
Ноябрь
|
Социальный педагог
|
|
3 этап
|
25
|
Осуществление анализа и оценки результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в 2022-2025 учебном году в соответствии с показателями эффективности
|
Апрель Май
|
Администрация
|
26
|
Осуществление планирования работы на 2022-2025 учебный год
|
Май
|
Администрация
|
27
|
Организация обсуждения результатов работы с родителями (законными представителями) и педагогическим
коллективом
|
Май
|
Администрация
|
28
|
Проектирование воспитательной работы по формированию жизнестойкости обучающихся на следующий учебный год с учетом достигнутых результатов
|
Май
|
Администрация
|
29
|
Заполнение бланка методики «Шкала социальной компетентности обучающегося», составление профиля сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе по итогам работы
|
Апрель
|
Классный руководитель
|
30
|
Проведение анализа и оценки результатов по итогам проделанной работы
|
Май
|
Классный руководитель
|
31
|
Планирование работы с классным коллективом на следующий учебный год (с учетом профиля сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе)
|
Май
|
Классный руководитель
|
32
|
Организация и проведение мониторинга социальной компетентности обучающихся (на основании профиля сформированности качеств жизнестойкости в классных коллективах по методике «Шкала социальной
компетентности обучающегося»)
|
Апрель
|
Педагог-психолог
|
33
|
Осуществление анализа и оценки результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в 2022-2025 учебном году в соответствии с показателями эффективности
|
Апрель
|
Педагог-психолог
|
34
|
Планирование мероприятий по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей
(законных
представителей), собственной работы на следующий учебный год с учетом результатов мониторинга социальной компетентности обучающихся
|
Май
|
Педагог-психолог
|
Список литературы
1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе.- СПб.: Речь, 2002 Бачков И.,
2.Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников.- СПб, 2009.-111 с.
3. Книжникова СВ. Педагогическая профилактика суицидального поведения поведения на основе формирования жизнестойкости (Монография): «АВС-полиграфия», 2009
4. Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: методическое пособие. Составители: Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А., Шамардина М.В.Барнаул, 2014.- 184 с.
5. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста.- М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
6. Прутченков А.С Социально-психологический тренинг в школе.- М.,2001
7. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., МГУ, 1989.
8. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/Под ред. А.Ф.
Шадуры.- СПб.: «Речь», 2005.- 176с.
9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Средняя школа (5-8 классы). - М.: Генезис, 2005.- 207с.
10. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1 - 4 классы). - М.:
Генезис, 2004.- 303с.
11. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. - М.: Генезис, 2008.- 160с. 12. Хрестоматия по возрастной психологии // Под ред. Фельдштейна Д.И. М., Международная педагогическая академия 1996.
13. Эльконин Б.Д. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Избр. Психологические труды. М., 1996.
14. Чистякова, М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд.- М.: Просвещение: Владос,
1995.-160 с.
Сборник методических разработок по формированию жизнестойкости обучающихся
|